АДАМОВ МИХАИЛ ПРОКОФЬЕВИЧ - (27 X 1874, с. Лапотково ныне Щекинского р-на Тульской обл. - 27 X 1946, Москва) - трубач, корнетист, педагог, Герой Труда (1924); засл. арт. РСФСР (1934). В 1896 окончил Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонического об-ва (кл. А.Маркварта). В 1889-97 и 1903-46 солист орк. Большого т-ра (с 1903 солист-корнетист). В 1897-98 преподаватель Муз. уч-ща РМО в Одессе. В 1898-1902 1-й трубач орк. Мариинского т-ра (Петербург).

А. был первым рус. музыкантом, к-рого пригласили преподавать в класс дух. инстр. Моск. коне., где он работал в 1912-32 (с 1918 проф.). «В нем гармонично сочетались качества виртуоза и талантливого педагога. Темпераментный, умный музыкант покорял своим искусством владения инструментом - всеми элементами губной и пальцевой техники: легкий, свободный амбушюр, ровное звучание во всех регистрах, безукоризненное звукоизвлечение, какая-то особая цепкость в игре, отличное двойное и тройное стаккато, почти не знающее пределов скорости, неиссякаемый запас дыхания, плавное, "скользящее" легато в любых интервалах. Это так сказать, "материальная часть" артиста. Творческий облик определяло ненасытное желание играть. Музыка и инструмент слились с его жизнью. Исполнительство служило своего рода целебным эликсиром, который продлевал жизнь, давал возможность даже в пожилом возрасте сохранять профессиональную форму... Не многим довелось, как М.П., прослужить в Большом театре свыше 40 лет и блистательно исполнять соло на трубе и корнете. Его игру часто можно было услышать на концертных эстрадах Москвы в один вечер с Неждановой, Козловским и другими корифеями советского искусства... Адамов - учитель большого числа трубачей - вошел в историю сов. муз.-исполнительского искусства как один из крупнейших представителей старшего поколения московской школы игры на духовых инструментах. Отлично усвоив достижения предшественников, он творчески развил их наследие. Первостепенное внимание уделял звукоизвлечению, отработке красивого, полного, поющего звука. Добивался этого путем тщательных упражнений, тренировкой исполнительского аппарата ученика. В то время педагогическая литература ограничивалась Школой Ж.Арбана, Этюдами В.Брандта,

В.Вурма, пьесами и концертами О.Бёме. Добросовестно и методично пользуясь этим материалом, М.П. широко практиковал в классе проигрывание оркестровых партий из симфонических и оперно­балетных произведений классиков. Играли “выписки" отдельных голосов, ансамбли и таким образом знакомились с трудностями, встречающимися в оркестровой практике. Почти все уроки проводил с корнетом в руках или напевал, объясняя содержание фрагмента сценического или программного произведения, заставлял думать, подводил к самостоятельному решению исполнительской задачи. Ученики М.П. старались чаще посещать Большой театр, когда он играл: слушание его было живой, неоценимой школой» (засл. деят. иск-в Бурят. АССР М.С.Ветров). <-- Вернуться к энциклопедии